Экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития

эксперимент

Любой ребенок, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

Поэтому актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. 

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.   

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Таким образом, важно привлекать детей к осмысленной деятельности, в результате которой они самостоятельно открывали бы для себя свойства предметов и явлений, сравнивали бы, строили гипотезы и предположения, т. е. делали каждый для себя открытия. Именно опыты и элементарные эксперименты вызывают у дошкольников бурное проявление эмоций, а это значит, что они «пропускают» через себя информацию, которая сохранится у них на очень длительное время и станет основой, фундаментом, для дальнейших, более глубоких знаний. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

1 2

 4

                                                                                                                                                        Воспитатель группы "Заинька" - Фахретдинова А.Н.

                                                                                                                                                                                                                              28.11.2016