Значение игры в логопедической практике логопед

Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребёнка. Она составляет основное содержание жизни малыша. В игре он активно знакомится с окружающим, познаёт как мир вещей, так и мир человеческих отношений. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребёнка – дошкольника. Причём в игре это происходит значительно легче и быстрее.

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук.Зачастую многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка и у дошкольника теряется интерес к занятиям.

Поэтому моя задача как учителя-логопеда - совместно с родителями убедить ребенка в том, что у него все получится. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными и важно превратить их в интересную игру.

В своей практике на этапе автоматизации звуков я стараюсь найти или придумать такие игровые методы и приёмы, чтобы речевой материал обязательно сопровождался какими-либо движениями ребёнка.

Приведу несколько примеров:

цветные дорожки разной траектории (Задание: "Пальчиком веди, звук красиво назови или Машинку кати, звук (слог) правильно произноси)";

пианино (Задание: Клавишу нажми — звук (слог) произнеси);

цветные ладошки (Задание: "На ладошку посмотри, силу голоса смени". Ребёнок от условленного цвета произносит звук или слог тихо, обычным голосом или громко);

Цветные колпачки. "Колпачок выбирай, звуку характеристику дай". (Перед ребёнком стоят колпачки красного, синего и зелёного цветов, он выбирает нужный и начинает рассказывать: «Я звук [р], я согласный, звонкий, твёрдый, поэтому у меня синий колпачок»);

резинки для волос (резиночки не должны быть слабыми, одеваем их на щепоть и повторяем слоги раскрывая и закрывая её (играть можно поочерёдно левой и правой руками, либо одновременно обеими);

пробочки от пластиковой бутылки (мы имитируем указательным и средним пальцами движения лыжника и произносим слоги (также играем одной или двумя руками));

цветные верёвочки: "Верёвочка вьётся - мне всё удаётся!" (Задание: наматываем шнурочек на пальчик, а затем разматываем (научить ребёнка наматывать не пережимая пальчик) и произносим речевой материал;

грецкие орехи:

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

(При отработке речевого материала орехи можно катать зажатые между ладошками по кругу, либо от кончиков пальцев одной руки до основания ладошки другой руки и наоборот, можно зажать в ладони и разжать (можно задать ритм) также поворачиваем орех щепотью по кругу от себя или к себе;

Мягкая подушка (Тактильная подушечка для релаксации). Мну подушечку, я мну - всё я правильно скажу. Перебирая подушечку пальчиками, ребёнок произносит речевой материал;

Шестигранный карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

(катаем зажатый карандаш между ладоней, либо крутим между пальчиками одной руки или обеих с проговариванием речевого материала)

Крупотерапия (рисуем на манке и пшене с проговариванием, либо ложкой пересыпаем крупу из одного контейнера в другой и т.п.);

Су-джок терапия. Есть несколько вариантов работы с массажными кольцами:

1. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик с проговариванием речевого материала сначала на одной руке, затем на другой;

2. ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая речевой материал на автоматизацию нужного звука;

3. Дети работают по инструкции взрослого: Надень колечко на мизинец правой руки, затем проговорить, например слоговую цепочку и т.д.

Бусы. (Перебираем бусинки и проговариваем, например, чистоговорки. Другой вариант — это нанизывать бусинки на ниточку и проговаривать что-то по заданию взрослого).

Ещё есть варианты когда мы проговариваем речевой материал выполняя задания, задействуя крупную моторику.

На полу раскладываю круги, например, зелёного и синего цветов. Спрашиваю ребёнка: «По кругам какого цвета мы будем ходить?» Когда ребёнок называет цвет, я спрашиваю: «Почему?» Если мы автоматизируем твёрдый звук, то пойдём с заданием по кругам синего цвета. Задания могут быть разнообразные:

1. Пройти по кругам называя слоги с автоматизируемым звуком. Или усложняем - каждую слоговую цепочку произносим по заданию, затем переходим или перепрыгиваем на следующий кружок.

- сделай вдох носом и произнеси на одном выдохе сколько сможешь;

- произнеси по возрастающей от тихого до самого громкого;

- произнеси в таком ритме, в каком я прохлопаю;

-отгадай по губам, какой слог я задумала (чётко артикулирую нужный слог) или можно заменить карточкой, на которой изображён символ гласных звуков и т.п.

2. Если мы автоматизируем звук в словах, перепрыгивая (можно на одной ноге, можно на двух) или перешагивая на каждый круг придумай слово, в котором звук [л] стоит в начале; можно настыпая на каждый круг произносить чистоговорку, закончить фразу и т.п.

3. Если мы дифференцируем звуки, например, «Если в слове услышишь мягкий звук, то наступаем на круг какого цвета»? (зелёного), «А если твёрдый, то?» (синего).

Я привела несколько вариантов игровых методов и приёмов используемых мной в практике, которые апробированы и приносят свои положительные результаты.

Учитель-логопед Осипова М.В.